Должностные обязанности в лагере. Вожатый. Летней педагогической практики

Поиск Лекций

Должностные обязанности в детском оздоровительном лагере

Общие положения

Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно – квалификационных характеристик "педагог — организатор" и "старший вожатый", утвержденных приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995г. № 92.

Любой педагогический работник подчиняется непосредственно старшему вожатому, заместителю директора по воспитательной работе. И несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

В своей деятельности вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания воспитанников; Конвенцией о правах ребенка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами лагеря (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).

Должностные обязанности

Вожатый

— достигшие 18-летнего возраста;

— как правило, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, студенты вузов, имеющих призвание к педагогической работе;

— успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

В своей работе вожатый непосредственно подчиняется старшему вожатому, а также начальнику лагеря, его заместителям, старшему педагогу.

Рабочий день вожатого ненормированный.

Обязанности вожатого

Отвечает за организацию и проведение культурно-творческих, развивающих развлекательных мероприятий всего лагеря и своего отряда.

Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения за столом.

Следит за чистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.

Несет персональную ответственность за организацию выхода за территорию лагеря, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.

Руководствуется принципами активной воспитательной позиции и заинтересованности в полноценном, увлекательном отдыхе детей, с учетом психологического и психического развитии

Ответственность вожатого

Несёт всю полноту юридической (уголовную, административную и дисциплинарную) ответственности за жизнь, здоровье детей.

Вожатому запрещается:

Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего педагога.

Пропускать без уважительной причины планерки и иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

Права вожатого

Нормативные документы

Жизнь и деятельность в детском лагере регламентируются как нормативными документами РФ и субъекта РФ, так и документами, разрабатываемыми администрацией лагеря.

ü Конвенция о правах ребенка;

ü Трудовой кодекс РФ;

ü Закон РФ «Об образовании»;

ü Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.4.1204 – 03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003г.;

ü Порядок проведения смен профильных лагерей труда и отдыха. Приказ № 2688 от 13.07.2001 Министерства образования РФ;

ü Уголовный кодекс РФ;

ü Внутренние документы детского оздоровительного лагеря (далее ДОЛ) (правила внутреннего трудового распорядка, правила по технике безопасности и охране труда, правила по противопожарной безопасности, должностные инструкции.

Важную роль в жизни лагеря имеет знание персоналом своих прав и обязанностей, умелое разделение ответственности.

Должностные обязанности

Директор ДОЛ

Директор несет ответственность за всю деятельность ДОЛ, осуществляет руководство всеми звеньями лагеря и следит за исполнением правил внутреннего распорядка.

Директор ДОЛ является распорядителем материальных ценностей, имеет право первой подписи на всех денежных и официальных документах.

Директор ДОЛ утверждает правила внутреннего распорядка и осуществляет контроль за деятельностью всех служб лагеря и его работников по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей.

Директору ДОЛ предоставляется право приема и увольнения сотрудников лагеря независимо от того, кем они направлены для работы.

©2015-2018 poisk-ru.ru

Обязанности вожатого в детском лагере

Должностные обязанности вожатого в лагере заключаются в организации отдыха детей; причем он должен обеспечить во время отдыха их безопасность и создать условия, необходимые для проведения детьми свободного времени с пользой. В ходе реализации этих задач на вожатого возлагаются:

  • организация праздников, экскурсий и т. д.;
  • поддержание инициативы детей в играх и других занятиях;
  • организация выхода детей на зарядку и помощь в ее проведении;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения воспитанниками порядка и режима в лагере;
  • организация участия детей в культурно-массовых мероприятиях;
  • соблюдение прав и свобод подопечных;
  • соблюдение этических норм в поведении;
  • ведение необходимой документации, составление отчетности и т. д.

Это примерный перечень обязанностей вожатого. Он может изменяться в зависимости от особенностей работы и специфики организации - места службы (это может быть как обычный оздоровительный лагерь, так и, например, лагерь коррекционный).

Общие положения:

  • К работе вожатого допускаются лица:
- обладающие гражданской деликтоспособностью; - прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.
  • Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

Обязанности вожатого:

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
  • Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
  • Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
  • Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
  • Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
  • В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
  • Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
  • Ответственность вожатого
    • Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
    • Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Вожатому запрещается:

  • Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.
  • Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.
  • Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.
  • Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)

Права вожатого:

  • Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.
  • Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.
  • Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Дневник

Летней педагогической практики

Студента ____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Факультет ________________________________ группа ____________

Детский оздоровительный лагерь _______________________________

____________________________________________________________

(полное название учреждения)

Смена __________ Возраст детей ___________ Количество ________

Отряд _____________________________________________________

Оценка ____________________________________________________

Оренбург, 200____ г.

Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки бакалавра.

Летняя педагогическая практика студентов Оренбургского государственного педагогического университета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими ФГОС по направлениям подготовки высшего профессионального образования.

Летняя педагогическая практика направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, овладение основами педагогической культуры, формирование готовности к педагогической деятельности.

Основная цель практики : формирование профессиональных качеств, повышение культуры педагогической деятельности, уровня профессиональной компетентности, развитие творческого потенциала студентов.

Задачи практики:

— закрепление и углубление теоретических знаний, формирование умения их творческого применения в процессе социально-педагогической и культурно-оздоровительной деятельности с детьми;

— ознакомление с системой воспитательно-образовательной деятельности в летнем оздоровительном лагере;

— овладение основными формами и методами социально-воспитательной работы, досуговой деятельности с детьми и подростками в летний период;

— создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми с учетом основных закономерностей и принципов воспитания;

— овладение средствами диагностики личности, детского коллектива;

— формирование умений устанавливать профессионально этические отношения с коллегами.

Должностные обязанности вожатого детского оздоровительного лагеря

Вожатый :

· Вожатый планирует и организует жизнедеятельность детей и осуществляет их воспитание.

· Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере.

· Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.

· Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.

· Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

· Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.

Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по физической культуре и медработниками.

· Отвечает за своевременное оформление «Дневника вожатого» и другой отчетной документации.

· Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

· Организует выполнение детьми режима дня, организации досуга, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

· Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива.

· Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Воспитательные функции:

— строит свою работу с детьми, соблюдая законы и традиции;
— составляет план работы своего отряда, организует коллективную работу отряда, различные виды творческой и игровой деятельности, обеспечивает участие детей в делах лагеря;

— участвует в составлении программы работы на смену в лагеря и реализует эту программу совместно с педагогическим Советом;

— обеспечивает выполнение режима дня в соответствии с планом отрядных и лагерных дел;

— обучает прикладным умениям, приемам самообслуживания и организации здорового образа жизни.

Организационные функции:

— несет юридическую ответственность и выполняет "Положение об охране жизни и здоровья детей";

— организует размещение детей в корпусе;

— ведет необходимую для работы педагогическую документацию (списки отряда, служебные записки, учет заявлений родителей и пр.);

— организует и контролирует прием пищи в столовой детьми своего отряда;

— организует дежурство на отряде, в дружине;

— организует уборку жилых помещений, отрядных мест (организация самообслуживания);

— принимает участие в работе педагогического Совета, если входит в его состав;

— выполняет правила трудового распорядка.

Хозяйственные функции:

— обеспечивает сохранность государственного имущества, находящегося в пользовании отряда;

— получает в установленном порядке материальные ценности (спортивный инвентарь, белье, оборудование и т. д.), необходимые для обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка и несет ответственность за их сохранность в установленном порядке.

Спортивно-оздоровительные функции:

— организация и участие всего отряда в ежедневных оздоровительных мероприятиях на воздухе;

— контроль за посещением отрядом спортивных часов;

— обеспечение участия отряда в лагерных спортивных соревнованиях.

Повышение педагогического мастерства:

— принимает участие в совместном обсуждении отрядных и лагерных дел;

Консультации с психологом;

— принимает участие в работе ШВМ (школы вожатского мастерства).

Права вожатого:

— применять теоретические знания, полученные в университете, в решении конкретных педагогических задач в образовательном учреждении;

— знакомиться с проектами решений руководства Лагеря, касающихся его деятельности;

— по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, обращаться к руководителям практики университета, администрации и педагогам детского оздоровительного лагеря;

— вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков;

— пользоваться правами и льготами, установленными для педагогических работников;

— вести преподавательскую работу в школе, кружках Центра, предоставленную администрацией, согласно соответствующим положениям;

— поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;

— запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей;

— применять к детям, не выполняющим требования вожатых, следующие меры дисциплинарного воздействия:

а) проведение разговора один на один с выяснением причин плохого поведения, принятие обязательств;

б) проведение беседы один на один с выяснением причин невыполнения принятых обязательств.

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и здоровья детей.

3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых с пребыванием в детском лагере.

4. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

Должностные обязанности вожатого

Общие положения:

  • К работе вожатого допускаются лица:

Обладающие гражданской деликтоспособностью;

Прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

  • Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.
  • В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому.
  • Рабочий день вожатого - ненормированный, рабочая неделя - 6 дней.

Обязанности вожатого:

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

  • Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
  • Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
  • Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
  • Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
  • Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
  • Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.
  • В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
  • Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
  • Ответственность вожатого
    • Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
    • Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
    • Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Вожатому запрещается:

  • Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.
  • Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего вожатого.
  • Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.
  • Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.
  • Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)
  • Пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.
  • Распоряжением начальника лагеря, старшего вожатого для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.
  • Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях - административную и уголовную ответственность.

Права вожатого:

  • Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.
  • Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.
  • Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Основные функции вожатого ДОЛ.

Основные функции вожатого ДОЛ.

^ Руководитель детского коллектива. Вырабатывая стратегию развития детского коллектива и подростка, вожатый обеспечивает условия реализации воспитательного процесса, задаёт структуру и логику смены, несет полную ответственность за результаты деятельности детского коллектива, органов самоуправления, охрану жизни и здоровья детей. Он выступает по отношению к детям как представитель педагогического коллектива дружины, лагеря, выполняя тем самым функции руководителя в системе воспитательной деятельности лагеря.

2. Организатор . В сотрудничестве с детьми организует разнообразную коллективную и индивидуальную деятельность детского коллектива, микрогруппы, обеспечивает участие детей в жизни дружины и лагеря. Организует взаимодействие с отделами и службами ДОЛ, дружины по воспитанию и оздоровлению подростков.

Несет полную ответственность за выполнение детьми режима и распорядка ДОЛ.

3. Воспитатель. Вожатый осуществляет непосредственное воспитание детей и подростков на основе сотрудничества взрослых и детей в соответствии с целями и задачами ДОЛ, педагогической программой дружины, собственного педагогического содержания. Изучает и обследует детей на всех стадиях смены, на основе этого способствует включению каждого подростка в различные виды деятельности, влияющие на усвоение социально-значимого и жизненно-необходимого опыта развития детей и подростков.

4^ . Социальный педагог . Вожатый на период смены заменяет подростку его привычное окружение (семья, школа, сверстники и т.д.). Он призван обеспечивать тонкую связь между естественной средой этого окружения и специально созданной воспитывающей средой ДОЛ в интересах развивающейся личности.

Выступает при этом в роли старшего товарища, друга, советника, защитника подростка, обеспечивая тем самым педагогическую поддержку его жизнедеятельности в детском лагере.

5. Координатор. Вожатый в течении смены обеспечивает единые воспитательные воздействия педагогических структур ДОЛ при достижении педагогической цели (система дополнительного образования, дружина).

Опасная ошибка — представлять вожатого этаким учителем на природе.

Вожатый отвечает за все стороны жизни детей в лагере. Кроме организации досуга, вы должны следить за тем, чтобы ваши подопечные были как следует и вовремя накормлены, нормально одеты, чисто вымыты, здоровы — одним словом, решать массу проблем. Чтобы справиться с этой зада­чей, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должност­ных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря.

Директор лагеря, как и вожатый, отвечает за все: и за педагогическую работу, и за хозяй­ственную часть. И может решить практически любую проблему. Всеми хозяйственными воп­росами в лагере занимается только завхоз, питанием — шеф-повар, медициной — врач и медсе­стра. Кроме того, есть человек, который выдает вам постельное белье и другой инвентарь. Учтите, кстати, что за сохранность выданного в отряде вожатый отвечает тоже.

За организацию воспитательной работы в лагере отвечает заместитель директора, которому непосредственно подчиняются все вожатые. Работники технических служб (что иногда случа­ется) не должны, если на то нет оснований, вмешиваться в педагогический процесс.

Любить детей мало — им надо нравиться. Здесь очень важно соблюдать правило — «быть рядом, но чуть-чуть впереди» — общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребен­ке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наобо­рот, его поднимите до своего уровня).

В то же время не должно быть панибратства: смотрите, чтобы вам не "сели на шею". Суть в том, чтобы и вы, и ребенок четко различали границы между игрой и серьезным разговором, делом и в том, чтобы в ваших отношениях господствовала взаимная вежливость.

И, кроме того, помните наблюдение А.С. Макаренко: «Дети уважают не тех, кто всячески демонстрирует свою к ним любовь, а тех, кто хорошо и уверенно делает свое дело и того же требует от других».

^ Если вы едете в лагерь первый раз, то знайте:

Что в лагере самое главное… конечно же, отдых. Но лагерь не просто дом отдыха. В лагере ребята живут по законам и правилам детских коллективов. Что же это за правила и законы?

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Не надо думать и делать за ребят, не надо «водить их за ручку», тем более строем, всегда и везде. Пусть думают и придумывают всегда сами. От вас нужна лишь подсказка, яркая мысль, оригинальная идея, а детали разрабатывают сами ребята. Самостоятельность — это Доверие.

КОЛЛЕКТИВИЗМ. Любое дело надо придумать для всех и для каждого. Но за коллективом разглядите каждого, ведь хороший коллектив – это и гармония индивидуальностей.

ТВОРЧЕСТВО. Каждое дело по-новому, с выдумкой и инициативой, иначе зачем?

^ ПОЛЬЗА себе . Отряду. Лагерю. Людям. Выбирайте дела на пользу всем.

ТАЙНА. Без неё не мыслима жизнь мальчишек и девчонок. Вспомните, как при слове «дело по секрету» загораются их глаза. Особенность лагерной жизни такова, что все от старших до малышей, верят в тайны и готовы доверить их вам.

^ Заповеди или правила работы вожатого в лагере

Таких «писаных» и «неписаных» заповедей и правил много. Их рождает интересная творческая работа вожатых. И все – таки некоторыми поделимся с тобой, вожатый.

Воздействуй на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают, чтобы, оставаясь объектами воспитания, они проявили свою самостоятельность.

Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь сделать, не изворачивайся, не лги.

Если допустил промах, ошибку, признай их.

Ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

Знай, куда ведут все дороги окрестности, не говори про дуб, что она ольха, а про ворону – коршун. Это не вежливо по отношению к природе.

Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице, на воздухе.

Не ругай детей утром – солнце покажется им серым. Не ругай днем – небо покажется хмурым, не ругай на ночь — луна покажется черной. Вообще не ругай!

Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель.

Ребята должны иметь в лагере возможность естественного и полезного одиночества – это если одиночество – традиция.

Помни, каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои соображения, спрашивай: «А как вы думаете?»

Если ты говоришь, что у тебя ужасные дети в отряде, ты прав – у тебя не могут быть другими.

Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

Всегда помни, что ты человек самой сложной и самой интересной профессии. Умей видеть в нашей работе не только повседневную прозу, но и педагогическую поэзию.

Чтобы увлечь других, будь сам увлеченным. Работай с «огоньком».

Развивай в себе незаурядность. Ребята не любят неинтересных людей.

Учись «глаголом жечь сердца людей». Помни, что слово – наше главное оружие.

«Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми» /Ф.Вигдорова/

Не торопись обвинять, если чем – то недоволен.

Учись постоянно и всесторонне.

Поиск Лекций

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Директор ООО «Санаторий «Огонек»

_______________С.И.Трушков

" 01" 03_2011_г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО

1. Каждыйвожатый несет личную ответственность по охране жизни и здоровья каждого ребенка.

  1. В начале смены:

Должностная инструкция вожатого

По прибытии детей в санаторий и распределения их по отрядам знакомить их с территорией лагеря. Проводить инструктаж с детьми, (под роспись каждого ребенка), по вопросам техники безопасности, гигиены, пожарной безопасности,

2. Изучить вместе с детьми план и порядок эвакуации детей в случае пожара и других экстремальных ситуациях,

3. Проявлять максимум бдительности, в случае обнаружения взрывоопасных предметов, бесхозных сумок, пакетов, и так прочее, знать правила обращения с ними, .

4. Постоянно находиться с вверенными ему детьми,Нести ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.

5. Согласно списка постоянно проверять наличие детей,

6. Проводить с детьми утреннюю зарядку, выяснять физическое состояние и здоровье ребенка, при направлении ребенка в изолятор- сообщать медсестре номер стола, за которым принимал пищу;

7. Направлять детей на процедуры, контролировать их лечение, не допускать пропуска детьми назначенных процедур;

8. Проводить морские купания только в установленное время и по разрешению заместителя директора по воспитательной работе;

9. Не нарушать режим подготовке детей к отбою с 21-го до 22 часов, в этот период воспитатель должен проверить по списку наличие детей в отряде.

10. Принимать участие в разработке содержания программ летнего отдыха,

11. Составить проекты планов мероприятий по культурно — досуговой работе (кружковая работа, кинопоказы, гастрольно-концертная деятельности, библиотека, проведение экскурсий и др.).

12. Привести в надлежащее состояние рабочие места- в первую очередь, создать информационный отрядный уголок, который будет отражать деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

13. Вести дневник, тетрадь по проведению инструктажа по техники безопасности,

14. Составить отчет о проделанной работе за сезон.(отрядные дела, отрядные огоньки и др.)

15. Развивать личность ребенка, повышать культуру общения, прививая чувство прекрасного, умение видеть, любить и понимать окружающий мир, искусство, начиная с конкурсов, концертов, шоу-программ на море, праздников, встреч с людьми искусства, театральных постановок, выставок к заключительному этапу каждой смены и других массовых мероприятий, научить детей любить свою Родину, жить дружно, разбираться где добро, где зло.

16. Немедленно сообщают руководству лагеря все замечания, которые могут вызвать травму или несчастный случай;

17. Лично соблюдать нормы и правила по охране труда, пожарной безопасности,

18. Соблюдать порядок режима дня, дисциплины труда, личной гигиены,

19. Не допускать неадекватного поведения с детьми.

Нарушение трудовой дисциплины, ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей влечет за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также применение иных мер, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Вожатый несет ответственность:

-персональную за безопасность жизни и здоровье детей и подростков в пределах возложенных обязанностей;

-за состояние воспитательной работы с детьми;

За соблюдение инструкций, должностных обязанностей, правил и норм санитарии и гигиены, охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

в соответствии с действующим Законодательством о труде- за несчастные случаи с детьми и подростками в результате нарушения норм и правил охраны труда;

за допущенные нарушения производственной и трудовой дисциплины;

Вожатому запрещено:

опаздывать на работу, уходить, не передав по списку детей старшему воспитателю,

оставлять детей без присмотра, отвлекаться по личным вопросам;

самостоятельно менять график выхода на работу;

не выполнять установленный режим в санатории;

отдавать детей родителям, родственникам без ведома администрации;

— позволять индивидуальные выходы за территорию санатория, прогулки к морю, в город, общаться с посторонними лицами, разводить костры,лазить по деревьям;

выезжать на незапланированные администрацией санатория экскурсии;

купать детей не в установленных администрацией водных объектах;

проводить купания без инструктора по плаванию, матросов-спасателей, медицинских работников;

нарушать порядок, организацию купании;

Вожатый должен знать:

педагогику;

конвенцию о правах ребенка;

психологию личности;

основы социологии, физиологии,гигиены.

С инструкцией ознакомлены:

№ п/п Ф.И.О. Номер отряда Роспись

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Качества вожатого. Каким должен быть вожатый.

Посредственный руководитель излагает.
Хороший – объясняет.
Выдающийся – показывает.
Великий – вдохновляет.
В. Уорд

1. Дисциплинированность и ответственность
2.

Работоспособность и организованность, трудолюбие
3. Тактичность, вежливость, культура общения
4. Умение держать себя в обществе
5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки
6. Здоровье, привычка к активному образу жизни
7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь
8. Разносторонняя образованность
9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей
10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость
11. Знание практической психилогии, этики
12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу
13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу
14. Творческое отношение к деятельности в лагере
15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации
16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству
17. Сознательность, вежливость, аккуратность
18. Эмоциональная устойчивость
19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере
20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах
21. Инициативность, самостоятельность
22.

Ответственность вожатого

Соблюдение демократических принципов
23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде
24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

Вожатого детского оздоровительного лагеря (ДОЛ)

    Общие положения

    1. Вожатый ДОЛ назначается и освобождается от должности приказом директора организации при достижении им 18 лет.

      В своей работе непосредственно подчиняется начальнику лагеря.

      В своей работе руководствуется настоящей должностной инструкцией, сеткой мероприятий, утвержденной для ДОЛ Программой а также приказами и распоряжениями администрации ДОЛ.

      Имеет ненормированный рабочий день.

    Обязанности

    1. Составляет план мероприятий отряда с учетом возраста детей и программой ДОЛ.

      Организовывает культурно-массовую и оздоровительную работу в отряде.

      Мотивирует детей на общение с иностранными преподавателями и на участие в лагерных и отрядных мероприятиях.

      Активно вовлекает детей в мероприятия, входящие в лингвистическую и общелагерную программу.

      Информирует детей о правилах и нормах поведения в ДОЛ.

      Круглосуточно находится с детьми своего отряда (в дневное и ночное время уход за территорию запрещается).

      Присутствует в корпусе во время дневного отдыха детей.

      Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для отдыха детей.

      На основе изучения индивидуальных особенностей детей планирует и проводит с ними коррекционно-развивающую работу.

      Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей (организует досуг на свежем воздухе, ежедневное проветривание жилых помещений, разнообразный вид деятельности, осмотр на клеща и педикулеза).

      Организует выполнение детьми режима дня, оказывает помощь в организации досуга, вовлекает их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

      Прививает у детей любовь к природе, навыки культурного поведения, правила пользования имуществом ДОЛ.

      Принимает активное участие в общелагерных мероприятиях – прогулках, походах, спортивных соревнованиях, мероприятиях по Программе.

      Строго соблюдает правила противопожарной и другой безопасности в помещениях и на территории ДОЛ, при проведении экскурсий – походов; правила купания детей в водоеме.

      Следит за выполнением детьми режима дня и питания, присутствует во время принятия пищи детьми в столовой.

      Организует с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований охраны труда, участию в общественно-полезном труде. Способствует проявлению интереса у детей к определенному роду деятельности (При уборке помещений запрещается детям мыть плафоны, убирать сан. узлы, переносить тяжести, превышающие возрастные нормы)

      Проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.

      Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал и деятельности коллектива.

      Изучает индивидуальные способности и интересы детей, с целью привлечения их к мероприятиям.

      Координирует деятельность других работников в рамках единого образовательного процесса.

      Взаимодействует с родителями отдыхающих детей.

      Участвует в решении конфликтных ситуаций, возникающих между детьми.

      Обо всех случаях, угрожающих или потенциально угрожающих жизни и здоровью (в том числе психологическому) докладывает директору ДОЛ незамедлительно и вечером на педагогическом совещании.

      Участвует в регистрации детей в момент заезда в ДОЛ, заранее готовит место для приема детей на пункт сбора (ставит стол, стулья, табличку с номером отряда).

      Принимает детей в отряд по следующему плану:

Проверяет правильность заполнения путевки, наличие копий свидетельства о рождении, страхового медицинского полюса, страховки от несчастного случая, обменной медицинской карты в присутствии родителей;

Составляет предварительный список детей с учетом их здоровья, способностей и наклонностей (со слов родителей и детей);

В автобусе проводит перекличку детей по списку, принимает детей под личную ответственность на сезон у родителей или представителей предприятий;

Во время отправки детей строго соблюдает дисциплину при посадке и высадке из автобуса.

      Вожатый отлучается с территории и ДОЛ с детьми только имея разрешение директора ДОЛ, сделав запись в «Журнале выхода за территорию» с указанием цели выхода, направления движения (детям запрещается уходить с территории ДОЛ без взрослых) и времени предполагаемого отсутствия. При этом вожатый обязан обеспечить связь с руководством ДОЛ посредством рации, сотовой или иного вида связи.

      Получает постельное белье, принадлежности и оборудует палаты для жилья детей. Является материально-ответственным лицом.

      Обязательно присутствует:

При смене белья в банные дни;

При купании детей в душе;

При проведении массовых мероприятий.

      После окончания смены:

Сдает старшему педагогу дневник, отрядное оформление, поделки от отряда, списки для награждения детей, методическую разработку отрядного дела;

Сдает завхозу постельные принадлежности, игры, игрушки и акт на списание тех предметов, которые пришли в негодность;

Корпус и прилегающую территорию сдает в чистоте и порядке завхозу;

На следующую смену сдает корпус с заправленными кроватями и ключи от корпуса завхозу ДОЛ;

В день приезда в город сдает ребенка родителям под роспись. Если ребенка не встречают, то обеспечивает его доставку до дома.

    Ответственность

Вожатый несет ответственность за

      За ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных должностной инструкцией.

      За охрану жизни и здоровья детей, закрепленных за ним с момента записи в отряд.

      За невыполнение правил и норм по технической и пожарной безопасности.

      За сохранность материальных ценностей, находящихся в корпусе.

      За состояние дисциплины в детском коллективе.

      За невыполнение правил внутреннего распорядка.

      За невыполнение плана отряда, Программных и общелагерных мероприятий.

    Права

Вожатый имеет право

      Требовать от детей выполнения плана отряда, правил режима дня, правил внутреннего распорядка по ДОЛ, твердой дисциплины.

      Вносить предложения по улучшению и совершенствованию всех работ, связанных с выполнением должностной инструкции.

      Обращаться за помощью в решении профессионально сложных ситуаций в отряде к руководителю ДОЛ и ответственным лицам.

Должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности вожатого, права вожатого, ответственность вожатого, образец 2019/2020 года.

Должностная инструкция вожатого относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей работников образования ".

В должностной инструкции вожатого должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности вожатого

1) Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее - учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Вожатый должен знать

2) Вожатый при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации вожатого

3) Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Должностная инструкция вожатого - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности вожатого, права вожатого, ответственность вожатого.

Общие положения.

1. Вожатый Детского лагеря назначается на должность и снимается с должности приказом директора лагеря, по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе, на основе срочного трудового договора.

На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего (среднего специального) и прошедшие специальную подготовку.

2. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря, а так же художественному руководителю (в пределах его компетенции). Вожатый координирует свою работу с воспитателями по физической культуре и руководителями творческих студий.

3. График работы вожатого носит круглосуточный характер.

4. Вожатому предоставляется два выходных дня за смену: один день - в течение смены, второй, в случае работы две смены подряд, после отъезда детей из лагеря (в пересменку). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.

5. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Должностные обязанности.

Вожатый оздоровительного лагеря:

1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.

2. Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.

3. Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.

5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по физической культуре и медработниками.

6. Отвечает за своевременное оформление "Дневника вожатого" и другой отчетной документации.

7. Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

Права вожатого.

Вожатый вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства Лагеря, касающихся его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Ответственность вожатого.

Вожатый несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и здоровья детей.

3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых с пребыванием в детском лагере.

4. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

Глава 3.

Этика вожатого.

Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.

Другой частью педагогической этики является ее прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.

Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности.

Этика взаимоотношений со старшими по должности . Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.

Умей общаться, Вожатый!

Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.

4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.

5. Владение чувством юмора.

6. Владение словом.

При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.

С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.

Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

В общение с ребятами избегайте моделей-штампов.

1. Не будь «Монбланом» - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.

2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем «Китайской стеной» неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.

3. Не будь «Локатором». Так называется модель, которая характеризует манеру вожатого общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.

4. Не увлекайтесь моделью «Гамлет». Она свойственна тем вожатым, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации.

5. Не увлекайтесь моделью «Друга», в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.

Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:

1 этап . Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:

· как и к кому (конкретно) обратиться по имени;

· у кого спросить совета;

· кого поддержать улыбкой, теплым словом.

2 этап . Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

3 этап . Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.

4 этап . Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.

Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.

Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость , серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).

Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:

· будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;

· развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;

· умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);

· учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;

· следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.

Взаимоотношения с коллегами .

В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:

1. Умей слушать не только себя, но и участника спора.

2. Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.

3. Установите общие точки зрения.

4. Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.

5. Найдите общие точки зрения.

Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же.

Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.

Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».

Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.

Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников .

Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.

Если замечания высказываются грубо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, - это обязательная этико-педагогическая норма.

Как произвести первое впечатление ?

Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь – это значение не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый, общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.

Особенно при первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.

1. Ваш внешний вид.

2. Выражение вашего лица.

5. Ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом. То успех «положительно первого впечатления» вам обеспечен. Не стоит забывать, что вожатый воздействует на ребят прежде всего своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых. Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Не стоит встречать детей в спортивных трусах, с сигаретой в зубах, в грязной майке или неглаженной рубашке, в тапочках на босу ногу и с сальными волосами.

Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки – одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на территории лагеря – явление вульгарное.

Внешний облик вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей, да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения с ребятами и коллегами.

Голос, тон, дикция вожатого очень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

«Непричесанные мысли»

1. Если дети вместе с тобой работают, играют, поют, смеются, ты - победитель.

2. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.

3. Знай: скучная жизнь детей бывает только от скучного взрослого.

4. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понимать.

5. Не увлекайся нотациями, они не вызывают ничего, кроме желания зажать уши.

6. Добрый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен на зло.

7. У нас, взрослых, всегда должна быть активная позиция добра.

8. Тише, взрослый, ребенок замечтался.

9. Будь с детьми вместе, рядом и чуть впереди.

10. Нельзя доверять детей тому, кто не умеет улыбаться.

11. Взрослому нужно иметь нервы не крепкие, а обнаженные.

  • ВОЖАТОГО ИЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
  • ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРОЕКТИВНОЙ ТРАКТОВКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА И ИХ АНАЛИЗ
  • Документы и материалы по результатам деятельности старшего вожатого, педагога - организатора первой квалификационной категории

  • закрепляются в должностной инструкции и являются для него обязательными к исполнению. При этом перечень обязанностей конкретного сотрудника зависит от того, в каком лагере/заведении он будет вожатым и есть ли у него в подчинении другие работники. Обо всем этом и поговорим в статье далее.

    Должностные обязанности вожатого летнего лагеря

    Должностные обязанности вожатого в лагере заключаются в организации отдыха детей; причем он должен обеспечить во время отдыха их безопасность и создать условия, необходимые для проведения детьми свободного времени с пользой. В ходе реализации этих задач на вожатого возлагаются:

    • организация праздников, экскурсий и т. д.;
    • поддержание инициативы детей в играх и других занятиях;
    • организация выхода детей на зарядку и помощь в ее проведении;
    • обеспечение неукоснительного соблюдения воспитанниками порядка и режима в лагере;
    • организация участия детей в культурно-массовых мероприятиях;
    • соблюдение прав и свобод подопечных;
    • соблюдение этических норм в поведении;
    • ведение необходимой документации, составление отчетности и т. д.

    Это примерный перечень обязанностей вожатого. Он может изменяться в зависимости от особенностей работы и специфики организации — места службы (это может быть как обычный оздоровительный лагерь, так и, например, лагерь коррекционный).

    Что представляет собой должностная инструкция вожатого?

    В силу того, что обязанности вожатого фиксируются в должностной инструкции, рассмотрим более подробно содержание этого документа. Должностная инструкция вожатого , как правило, состоит из следующих разделов:

    1. Общие положения (здесь регулируются вопросы организационного характера).
    2. Функции и задачи (раздел закрепляет основные направления деятельности вожатого).
    3. Должностные обязанности (о них мы уже рассказали).
    4. Права (раздел содержит перечень прав, которыми наделяется работник для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей).
    5. Ответственность (в этом разделе определяются проступки, за которые работник несет ответственность).

    Не знаете свои права?

    Для справки: приведенная здесь структура должностной инструкции вожатого может быть изменена по желанию работодателя, так как законодатель никаких требований к этому не предъявляет.

    Общие положения, функции и задачи вожатого

    Раздел должностной инструкции «Общие положения» включает в себя следующую информацию:

    • указание должности и структурного подразделения, в котором трудится вожатый, в соответствии с текстом утвержденного на предприятии штатного расписания;
    • порядок назначения сотрудника и снятия его с должности;
    • порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия;
    • перечень квалификационных требований к работнику;
    • список нормативных и локальных актов, положениями которых должен руководствоваться в своей деятельности вожатый;
    • навыки и умения, которыми он должен обладать.

    Раздел «Функции и задачи вожатого» включает в себя указание основного вида деятельности сотрудника, с учетом которого формируются основные направления работы. Главное, что должен делать вожатый, — осуществлять надзор за вверенной ему группой воспитанников, создавая им условия для активной/пассивной деятельности как в стенах лагеря, так и за его пределами (при необходимости).

    Права и ответственность в должностной инструкции

    Раздел «Права вожатого» может включать в себя такие права, как:

    • участие в жизни лагеря;
    • защита чести и достоинства;
    • выбор методик воспитания и развития детей;
    • знакомство с жалобами и иными документами, которые дают оценку работы вожатого;
    • защита своих прав всеми разрешенными способами и т. д.

    Раздел «Ответственность вожатого» обычно предусматривает:

    1. Указание видов ответственности, к которым может быть привлечен вожатый. Речь идет о следующих:
      • дисциплинарной (при нарушении положений трудового договора и должностной инструкции);
      • материальной (при нанесении ущерба имуществу работодателя);
      • административной (при совершении правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ);
      • уголовной (при совершении преступления, предусмотренного УК РФ).
    2. Перечисление проступков, которые могут привести к установлению ответственности. Таковыми могут быть:
      • неисполнение должностных обязанностей;
      • необеспечение безопасности детей при организации культурно-массовых мероприятий и т. д.
    3. Отсылку к нормам закона. Этот производится посредством формулировок типа «ответственность работника наступает в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством».

    Работодатель вправе выбрать любой из предложенных вариантов. Главное, уточнить все спорные моменты либо на этапе переговоров, либо в тексте документа, чтобы работник четко понимал, какие его действия могут повлечь негативные последствия.

    Особенности должностных обязанностей старшего вожатого

    Старший вожатый в лагере является лицом, которое должно организовывать работу всех остальных вожатых. Это означает, что его должностные обязанности отличаются от обязанностей обычного вожатого.

    Так, старший вожатый обязан:

    • организовывать разработку плана работы лагеря на смену;
    • составлять графики дежурства вожатых;
    • организовывать творческую деятельность детей по возрастным группам и интересам;
    • составлять графики экскурсий и выездов за пределы лагеря;
    • проводить семинары, совещания, планерки;
    • организовывать формирование детских коллективов и закреплять за ними вожатых;
    • организовывать оформление лагеря при проведении торжественных мероприятий;
    • осуществлять заботу о здоровье детей и организовывать безопасные условия для их нахождения в лагере;
    • контролировать соблюдение санитарных норм, техники безопасности и т. д.

    Как видите, обязанности вожатого имеют свою специфику в зависимости не только от места работы, но и его роли в организации. Но в любом случае важно, чтобы в должностной инструкции они были прописаны самым подробным образом, чтобы у работника впоследствии не возникало вопросов при их выполнении.

    mob_info