Краткие ттх советских самолетов. Морская авиация россии Основные характеристики Су‑27 СМ
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
ТТХ самолётов.
Истребители .
МиГ-15.
Длина, м:10,10.
Высота, м:3,7.
Размах крыльев, м:10,08.
Площадь крыла, м2:20,60.
Вес пустого, кг:3680.
Взлётная масса,кг:
нормальная-5044,
максимальная-5380,
с двумя ПТБ по 260 л-5510,
с двумя ПТБ по 300 л-5575,
с двумя ПТБ по 600 л-6105.
Тип двигателя:1 ТРД ВК-1 ОКБ В.Я. Климова.
Макс. тяга,кгс: 2700 .
Практический потолок, м:15500.
Макс. скорость у земли,км/ч:1076.
Макс. скорость на высоте 5000 м,км/ч:1044.
Посадочная скорость,км/ч: 178.
Практическая дальность,км:
на высоте 12000 м без ПТБ-1330
с двумя ПТБ по 260 л-1860,
с двумя ПТБ по 300 л-1975,
с двумя ПТБ по 600 л-2520.
Длина разбега,м:475.
Длина пробега,м:670.
g :8
Вооружение:3 пушки в носовой части фюзеляжа:
1 Н-37Д(калибр 30 мм,боезапас 40 патронов,400выстр./мин),
2 НР-23КМ(калибр 23 мм,2х80 патронов, 800-900 выстр,/мин.
МиГ-21И.
Длина самолёта(без штанги ПВД), м:14,700.
Длина фюзеляжа(без конуса возжухозаборника),м:12,285.
Высота, м:4,710.
Размах крыльев, м:7,154.
Площадь крыла, м2:23,000.
Нормальная взлётная масса,кг:8825.
Тип двигателя:1 ТРДФ Р-25-300.
Макс. тяга,кгс:
Форс.-7100,
бесфорс.-4100.
Практический потолок, м:17500.
Макс. скорость у земли,км/ч:1300.
Макс. скорость км/ч:2175.
Макс. скороподъёмность,м/с:225.
Посадочная скорость,км/ч: 250.
Практическая дальность,км:
без ПТБ-1210
с одним ПТБ-1470.
Длина пробега,м:550.
Макс. эксплуатационная перегрузка, g :8,5.
Число узлов внешней подвески:5.
Самолёт оснащён импульсно-доплеровской РЛС “Копьё”,нашлемной системой целеуказания, ракетам средней дальности Р-27-Р1 и Р-27-К1, а также УР малой дальности Р-739 и ракетами ближнего боя Р-60М.
МиГ-23.
Экипаж: 1 чел.
Длина, м: 15,65.
Высота, м: 5,77.
Размах крыльев, м: 13,96.
Площадь крыла, м2: 37,35.
Вес пустого, кг: 12400.
Нормальный вес, кг: 14700.
Максимальный вес, кг: 17800.
Макс. вес топлива, кг: 3800.
Взлётная скорость, км/ч: 219.
Макс.скорость,км/ч:2500.
Макс. скорость у земли км/ч: 1350.
g :8,5.
Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 139,6.
Макс скороподъёмность, м/с: 240.
Дальность, км:
без ПТБ-1950,
с тремя ПТБ по 800 л-2820.
Вооружение: пушка ГШ-23Л, 3000 кг на 5 пилонах.
МиГ-25.
Экипаж: 1 чел.
Длина(без штанги ПВД), м:19,75.
Высота, м: 5,139.
Размах крыльев, м: 14,015.
Площадь крыла, м2: 61,40.
Вес пустого, кг: 20370.
Масса топлива,кг:
без ПТБ-14570,
с ПТБ-18940.
Нормальный вес, кг: 36,720.
Максимальный вес, кг: 41200.
Практический потолок, м: 20700.
Взлётная скорость, км/ч: 360.
Посадочная скорость, км/ч: 290.
Макс. скорость на высоте, км/ч: 3000.
Макс. эксплуатационная перегрузка, g :4,5.
Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 187,3.
Дальность без ПТБ, км: 1006.
Вооружение: пушки нет, 5000 кг на 3 пилонах.
МиГ-29.
Экипаж: 1 чел.
Длина, м: 17,32.
Высота, м: 4,73.
Размах крыльев, м: 11,36.
Площадь крыла, м2: 38,06.
Вес пустого, кг: 10900.
Нормальный вес, кг: 15240.
Максимальный вес, кг: 18500.
Макс. вес топлива, кг: 4640.
Практический потолок, м: 17000.
Посадочная скорость, км/ч: 235.
Макс. скорость на большой высоте, км/ч:2450.
Время разгона от 600км/ч до 1100км/ч,с:13,5.
Время разгона с 1100км/ч до 1300км/ч, с:8,7.
Длина разбега, м:
без форсажа-600-700,
с форсажом-260.
Длина пробега(с тормозным парашютом),м:600.
Скорость захода на посадку, км/ч:260.
Макс. эксплуатационная перегрузка, g :9.
Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 113,6.
Макс скороподъёмность, м/с: 330.
Макс. дальность полёта, км:
без ПТБ-1500,
с одним ПТБ-2100,
с тремя ПТБ-2900.
Вооружение: пушка ГШ-301, 3000 кг на 5 пилонах.
МиГ-29К.
Экипаж: 1 чел.
Длина, м: 17,37
Высота, м: 5,175
Размах крыльев, м: 11,99
Площадь крыла, м2: 42,00
Вес пустого, кг: 12700
Нормальный вес, кг: 17700
Максимальный вес, кг: 22400
Макс. вес топлива, кг: 5670
Практический потолок, м: 17000
Взлётная скорость, км/ч: 220.
Посадочная скорость, км/ч: 267.
Макс.скорость у земли, км/ч:1300.
Макс. скорость на большой высоте, км/ч:2300.
Макс. эксплуатационная перегрузка, g :8,5.
Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 111,2.
Макс скороподъёмность, м/с: 300.
Макс. дальность полёта, км:
без ПТБ-1650,
с одним ПТБ-2100,
с тремя ПТБ-2600.
Вооружение: пушка ГШ-301, 4500 кг на 8 пилонах.
МиГ-31.
# МиГ-31
Экипаж: 2 чел.
Длина, м: 22,69.
Высота, м: 5,15.
Размах крыльев, м: 13,46.
Площадь крыла, м2: 61,6.
Вес пустого, кг: 21820.
Нормальный вес, кг: 41000.
Макс. вес топлива, кг: 15500.
Макс.вес, кг:46200.
Практический потолок, м: 20600.
Взлётная скорость, км/ч: 260.
Посадочная скорость, км/ч: 260.
Перегрузка: 5,0.
Макс. скорость у земли, км/ч:1500.
Макс. скорость на высоте 17500 м, км/ч:3000.
Макс скороподъёмность, м/с: 250.
Макс. дальность полёта, км:
без ПТБ-2500,
перегоночная-3300.
Вооружение: ГШ-23-6(23 мм, 260 патронов, 8000 выстр/мин, масса снаряда9000 кг на 8 пилонах.
Су-27.
Экипаж: 1 чел.
Длина, м: 21,94.
Высота, м: 5,93.
Размах крыльев, м: 14,7.
Площадь крыла, м2: 62,0.
Вес пустого, кг: 16000.
Нормальный вес, кг: 22500.
Максимальный вес, кг: 30000.
Макс. вес топлива, кг: 9500.
Практический потолок, м: 18500.
Взлётная скорость, км/ч: 270.
Посадочная скорость, км/ч: 234.
Длина разбега,м: 650-700.
Длина пробега, м: 620-700.
Макс.скорость у земли, км/ч:1400.
Макс. скорость на большой высоте, км/ч:2500.
Макс. эксплуатационная перегрузка, g :9,0.
Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 134,6.
Макс скороподъёмность, м/с: 325.
Макс. дальность полёта, км:3900.
# Су-30
Экипаж: 2 чел.
Длина, м: 21,94
Высота, м: 6,23
Размах крыльев, м: 14,7
Площадь крыла, м2: 62,0
Вес пустого, кг: 17500
Нормальный вес, кг: 24140
Максимальный вес, кг: 33500
Макс. вес топлива, кг: 9500
Практический потолок, м: 17500
Взлётная скорость, км/ч: 270
Макс число Маха над ур. моря:1,1
Макс число Маха на высоте: 2,35
Перегрузка: 8
Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 136,6
Дальность без ПТБ, км: 3000
Вооружение: ГШ-301, 8000 кг на 10 пилонах
# Су-33
Экипаж: 1 чел.
Длина, м: 21,18
Высота, м: 5,9
Размах крыльев, м: 14,7
Площадь крыла, м2: 67,8
Вес пустого, кг: 18400
Нормальный вес, кг: 25100
Максимальный вес, кг: 30000
Макс. вес топлива, кг: 9500
Взлётная скорость, км/ч: 270
Посадочная скорость, км/ч: 234
Макс число Маха над ур. моря:1,14
Макс число Маха на высоте: 2,1
Перегрузка: 8
Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 122,3
Макс скороподъёмность, м/с: 325
Дальность без ПТБ, км: 3000
Су-35.
Экипаж: 1 чел.
Длина, м: 22,10
Высота, м:6,84
Размах крыльев, м: 15,16
Вес пустого, кг: 18400
Нормальный вес, кг: 25700
Максимальный вес, кг: 34000
Практический потолок, м: 18000
Макс. скорость на большой высоте, км/ч:2440.
Перегрузка: 10
Макс скороподъёмность, м/с: 325
Дальность без ПТБ, км: 4000
Вооружение: ГШ-301, 8200 кг на 14 пилонах.
С-37 ”БЕРКУТ”.
Экипаж: 1 чел.
Длина, м: 22,6
Высота, м: 6,4
Размах крыльев, м: 16,7
Нормальный вес, кг: 24000
Макс. вес топлива, кг: 9500
Макс число Маха на высоте: 1,6
Перегрузка: 10
Дальность без ПТБ, км: 3000
Вооружение: ГШ-301, 8000 кг на 12 пилонах
ЯК-141.
Экипаж: 1 чел.
Длина, м: 18,3
Высота, м: 5,0
Размах крыльев, м: 5,9/10,1
Максимальный вес, кг: 19500
Макс. вес топлива, кг: 4400
Практический потолок, м: 15000
Макс. скорость у земли,км/ч:1250
Макс. скорость у на высоте 11000м, км/ч:1800
Перегрузка: 7
Дальность без ПТБ, км: 3000
Вооружение: ГШ-301, 2600кг на 6 пилонах
ТТХ самолетов
Тактико-технические данные самолета Aichi D3A “Val”
AM- 17 | D3A1 11 | D3A1 12 | D3A2 22 | D3A2-K. 12 | |
Экипаж, чел | 2 | 2 | 2 | 2 | : |
Размах, мм | 14500 | 14365 | 14365 | 14365 | 14365 |
Длина, мм | 9860 | 10185 | 10195 | 10231 | 10231 |
Высота, мм | 3350 | 3348 | 3450 | 3450 | 3450 |
Площадь крыла, м? | 33,00 | 34,91 | 34,91 | 34,91 | 34,91 |
Сухая масса, кг | 2050 | 2408 | 2619 | 2570 | 2390 |
3400 | 3650 | 3800 | 3800 | 3650 | |
- | 3896 | 4122 | 4128 | 1350 | 1241 | 1192 | 1230 | 1160 | 103,03 | 101,69 | 108,88 | 108,88 | 101,69 |
Удельная мощность, кг/л.с. | 4,66 | 3,65 | 2,92 | 2,92 | 2,80 |
394/3000 | 386/3000 | 433/6200 | 425/6200 | 425 | |
296/3000 | 296/3000 | 296/3000 | 296/3000 | 277/3000 | |
Скорость посадки, км/ч | 111 | 122 | 129 | 130 | 125 |
Время набора 3000 м, сек | 7,00 | 6,27 | 5,39 | 5,48 | 6,15 |
Практический потолок, м | 6000 | 8100 | 10400 | 10900 | 9300 |
1630 | 1410 | 1560 | |||
- | 1820 | 2370 | 2380 | - |
Тактико-технические данные самолета Nakajima B5N "Kate"
B5N1 прототип- 1 | B5N1 Прототип-2 | B5N1 11 | B5N2 12 | B5N1-K | |
Экипаж, чел | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Размах, мм | 15518 | 15518 | 15518 | 15518 | 15518 |
Длина, мм | 10300 | 10300 | 10300 | 10400 | 10300 |
Высота, мм | 3700 | 3700 | 3700 | 3700 | 3700 |
Площадь крыла, м? | 37,69 | 37,69 | 37,69 | 37,69 | 37,69 |
Сухая масса, кг | 2106 | 2099 | 2099 | 2279 | 2153 |
Нормальная взлетная масса, кг | 3650 | 3700 | 3700 | 3800 | 3700 |
Взлетная масса в перегруз, кг | 3896 | 4015 | 4130 | - | 1544 | 1241 | 1601 | 1521 | 1547 | 96,84 | 98,17 | 98,17 | 100,82 | 98,17 |
Удельная мощность, кг/л.с. | 3,80 | 4,80 | 4,80 | 3,80 | 4,80 |
Максимальная скорость, км/ч на высоте, м | 370/3000 | 386/3000 | 433/6200 | 378/3600 | 346/3600 |
Крейсерская скорость, км/ч на высоте, м | 256/2000 | 296/2000 | 296/2000 | 259/3000 | 259/3000 |
Скорость посадки, км/ч | 111 | 122 | 129 | 113 | 125 |
Время набора 3000 м, сек | 7.50 | 7,50 | 7,50 | 7,40 | 7.55 |
Практический потолок, м | 7400 | 7400 | 7400 | 8260 | 7660 |
Нормальная дальность полета, км | 1095 | 1220 | 1220 | 1280 | 1160 |
Продолжительность полета, ч/мин | 4,20 | 4,20 | 4,20 | 6,30 | 4,40 |
Максимальная дальность полета, км | 2150 | 2150 | 2150 | 2280 | 2100 |
D3A1 с авианосца «Кага», декабрь 1941 г.
D3A1 е авианосца «Секаку», май 1942 г.
D3A1 из 35-го Хикотая, 1942 г.
D3A2 из Йокосука Хикотая, 1943 I.
В5М1 из 33-го Хикотая, 1942 г.
D3A1 с авианосца «Секаку», декабрь 1941 г.
D3A1 с авианосца «Хирю», декабрь 1941 г.
D3A1 с авианосца «Сорю», декабрь 1941 г.
D3A1 с авианосца «Дзуйкаку», декабрь 1941 г.
В5М с авианосцы «Руйа», 1941 i.
B5N2 с авианосца «Акаги», декабрь 1941 г.
B5N2 с авианосца «Кага», декабрь 1941 I.
B5N2 с авианосца «Сорю», декабрь 1941 г.
B5IN2 с авианосца «Хирю», декабрь 1941 г.
Из книги D3A «Val» B5N «Kate» ударные самолеты японского флота автора Иванов С. В.Окраска самолетов D3A и B5N На примере самолетов D3A и B5N можно проследить развитие принципов окраски японских самолетов с конца 30-х годов и до конца войны.Первоначально самолеты оставались не окрашенными. Лишь хвостовое оперение красили в красный цвет, а капот и участок
Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 2 автора Иванов С. В.Техническое описание самолетов Як-1 и Як-3 Одноместный свободнонесущий самолет смешанной конструкции.Фюзеляж состоял из каркаса, собранного из труб СЗОХГСА. Диаметр труб от 20 до 50 мм. Передняя часть фюзеляжа прикрыта семью панелями толщиной 1 мм. Это были три верхние, две
Из книги F6F Hellcat Часть 1 автора Иванов С. В.Окраска английских самолетов Английские самолеты окрашивали в соответствии с правилами, принятыми в английской морской авиации. В Европе применялся стандартный камуфляж, состоявший из нерегулярных пятен серо-синего (Extra Dark Sea Grey - FS 36118) и серо-зеленого (Dark Slate Grey - FS 34096)
Из книги СБ гордость советской авиации Часть 2 автора Иванов С. В.СБ наводчики самолетов-снарядов 15-го октября 1941 г. в районе Калинина под Москвой специальным самолетом-снарядом ТБ-3 была разрушена переправа через Волгу. Система телемеханического самолета (ТМС), созданная еще в 1939 г., позволяла управлять самолетом-снарядом, начиненном
Из книги Ту-2 Часть 2 автора Иванов С. В.Серийный выпуск самолетов Ту-2 Завод № 166 Подготовку к серийному выпуску самолета «103» ОКБ Туполева начало в феврале 1941 года, еще до завершения государственных испытаний машин «103» и «103У» и до решения ГКО о серийном выпуске самолета. Приказом НКАП № 533 от 17 июня 1941 года
Из книги Focke Wulf Fw 190D Ta 152 автора Иванов С. В. Из книги Grumman Avenger. Часть 1 автора Иванов С. В.Окраска британских самолетов Британские самолеты Эвенджер окрашивались в соответствии с правилами, приятыми в британской морской авиации (FAA - Fleet Air Arm).Во время боевых действий на европейском фронте использовалась стандартная камуфляжная окраска, состоящая из пятен
Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия Из книги Неизвестный Лавочкин автора Из книги OV-1 «Mohawk» автора Иванов С. В. Из книги Ла-7, Ла-9, Ла-11. Последние поршневые истребители СССР автора Якубович Николай ВасильевичЭксплуатанты самолетов OV-1 «Мохаук» Армия СШАПервым самолеты «Мохаук» получил в июле 1962 г. 23-й отряд авиации специального назначения, который дислоцировался в Форт-Рукере, шт. Алабама. Самолеты были распределены по взводам воздушного наблюдения и целеуказания (ASTA, Aerial
Из книги Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий автора Помогайбо Александр АльбертовичОкраска самолетов Ла-7 Окраска Ла-7 ничем не отличалась от камуфляжа других истребителей того периода.Согласно совместному приказу НКАП и BBC КА № 389с/0133 от 3 июля 1943-го все самолеты истребители с лета того же года получили новую стандартную маскировочную окраску. Верхние и
Из книги автораОкраска самолетов Ла-9 Как говорилось выше, первый опытный Ла-9 был построен на заводе № 21 в начале 1946 года. Самолет имел одноцветную окраску всех поверхностей, вероятно, это был серо-голубой аэролак АМТ-11. На самолете выделялись только блестящие неокрашенные
Из книги автораОкраска самолетов Ла-11 Окраска истребителей Ла-11 мало чем отличалась от Ла-9. Эволюцию этой окраски хорошо иллюстрирует следующая таблица, представляющая расход основных лакокрасочных материалов для изготовления одного Ла-11 на заводе № 21: Все наружные поверхности
Из книги автораСОЗДАТЕЛЬ САМОЛЕТОВ-БЕСХВОСТОК В 1937 году на авиационном празднике в Тушино над головами зрителей пронесся совершенно необычный самолет. У самолета не было хвоста - только широкие крылья, которые были раскрашены красными перьями, что делало самолет похожим на сказочную
Из книги автораСОЗДАТЕЛЬ ВЫСОТНЫХ САМОЛЕТОВ 23 августа 1943 года из штаба Западного фронта ПВО в адрес командующего артиллерией Н.Н. Воронова и наркома А.И. Шахурина поступил доклад:«22 августа 1943 г. с 08 часов 40 минут до 10 часов 10 минут противник произвел разведку г. Москвы и окрестностей
Практически всю вторую половину прошлого столетия Советская армия не имела на своем вооружении специализированного самолета, который бы занимался непосредственной поддержкой своих войск на поле боя. То есть, штурмовика. Это кажется довольно странным, ведь легендарный «летающий танк» Ил-2 , внес весомый вклад в победу над гитлеровской Германией. Тем не менее, в 1956 году было принято решение о расформировании штурмовой авиации. По замыслу тогдашнего военного руководства, ее функции должны были взять на себя истребители-бомбардировщики.
Данное решение было ошибкой, но чтобы понять это потребовалось несколько десятилетий. В то время военные доктрины супердержав предусматривали широкое применение ядерного оружия, в том числе и тактического. Естественно, при таком подходе заниматься тихоходными самолетами, которые бы уничтожали вражескую бронетехнику и живую силу с помощью обычных бомб и пушечно-пулеметного вооружения, было не очень интересно.
Однако, в середине 60-х концепции военных меняются. Ядерная война становится менее вероятной, войска должны воевать и уничтожать противника с помощью обычных вооружений. В 1967 году были проведены масштабные учения «Днепр», которые четко показали необходимость создания нового штурмовика. Су-7Б, МиГ-21 , Миг-19 и Як-28 были не способны выполнять эту функцию: они имели высокие скорости полета и просто не могли эффективно работать по малоразмерным и маневренным наземным целям. Кроме того, эти самолеты не имели достаточной защиты и были уязвимы для зенитной артиллерии или просто огня стрелкового оружия с земли.
Советской армии нужен был аналог Ил-2, сделанный на современном технологическом уровне. Этот самолет должен был иметь невысокую дозвуковую скорость полета, быть маневренным и хорошо защищенным, уметь работать на малых высотах.
История создания и применения Су-25
В 1969 году был объявлен конкурс, в котором приняли участие четыре конструкторских бюро: Яковлева, Микояна, Ильюшина и Сухого. Все конструкторские бюро, кроме КБ Сухого предложили модификации серийных самолетов. Самолет Ил-102, представленный КБ Ильюшина, соответствовал требованиям конкурса, но отличался излишней простотой и имел ряд недостатков. КБ Сухого выставило на конкурс прототип штурмовика Т-8, который по собственной инициативе уже несколько лет разрабатывали специалисты бюро.
Т-8 был объявлен победителем конкурса. История появления на свет этой машины также довольно любопытна. В 1968 году к конструкторам КБ Сухого обратилась группа преподавателей Военно-воздушной академии с предложением разработать новый штурмовик. Началась работа, первоначально о ней не знал даже генеральный конструктор КБ. Лишь только после того, как была готова концепция нового самолета, о работах сообщили Сухому. Он одобрил это начинание и внес в проект свои коррективы.
Конструкторы изначально задумывали «самолет поля боя», который должен был поддерживать сухопутные войска в условиях сильного противодействия ПВО. Особое внимание было уделено маневренности и живучести самолета. Также самолет должен быть простым в производстве, неприхотливым в обслуживании и не предъявлять высоких требований к аэродромам базирования.
Т-8 впервые поднялся в воздух в феврале 1975 года. В 1978 году доработанная машина была передана для государственных испытаний. В 1980 году началась война в Афганистане, и новый штурмовик сразу принял участие в боевых действиях, хотя на тот момент машина еще даже не прошла этап государственных испытаний. Конструкторы самолета указывали на то, что самолет еще не готов, но военные хотели испытать его в боевых условиях.
Самолет прекрасно показал себя в тяжелых условиях Афганистана и получил наивысшие оценки военных. Сразу после официального окончания испытаний была создана особая авиационная эскадрилья, вооруженная Су-25, которая была отправлена в Афганистан. Именно там этот самолет получил свое прозвище «Грач».
Самолет приспосабливался к тяжелым условиям войны. В 1984 году у моджахедов появились ПЗРК, в ответ на это, на Су-25 были установлены дополнительные кассеты с ИК-ловушками. Через два года у противника появился новейший американский ПЗРК «Стингер», который стал серьезной проблемой для советской авиации. Этот комплекс был оборудован совершенной системой наведения, поэтому разработчики штурмовика занялись увеличением живучести самолета. Была изменена система прокладки трубопроводов, усилена их защита. В хвостовой части самолета была установлена система пожаротушения.
Штурмовик Су-25 воевал в Афганистане на протяжении восьми лет, и этот период показал высокую надежность и эффективность машины. «Грачи» совершили 60 тысяч вылетов, потеряв при этом всего лишь 23 машины. Были случаи, когда Су-25 возвращался на аэродром, имея до 150 пробоин. Ни один из самолетов не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели пилота.
Кроме Афганистана штурмовик Су-25 принимали участие в гражданском конфликте в Анголе. Эти самолеты участвовали в ирано-иракской войне, правда, информации об их боевом применении нет. Они были задействованы в конфликтах, которые происходили в бывших советских республиках. Эти машины воевали в Африке, активно применялись в ходе первой и второй чеченской войны. Сегодня Су-25 применяются в Ираке против боевиков организации ИГИЛ .
Самолет Су-25 перестал серийно выпускаться в 1992 году. Он является основным штурмовиком российской армии . Летчики очень любят эту машину.
Общее описание самолета
Компоновка самолета Су-25 максимально подходит для решения задач, которые стоят перед ним, а именно: эффективное уничтожение наземных целей на дозвуковых скоростях полета. Самолет прекрасно работает на малых высотах, его практический потолок составляет 10 тысяч метров.
Самолет имеет стандартную схему, с высоко расположенными крыльями. Крыло имеет трапециевидную форму с небольшой стреловидностью. Оно оснащено мощной и надежной механизацией, состоящей из закрылков, элеронов, предкрылков и тормозных щитков. Все это делает самолет очень маневренным.
Самолет имеет два двигателя, которые расположены в гондолах ниже крыльев, в месте соединения крыла и фюзеляжа.
Воздухозаборники нерегулируемые с косым входом. Хвостовое оперение – однокилевое. Самолет оборудован тормозным парашютом.
Первые машины были оборудованы двигателями Р-95Ш, затем была проведена модернизация: на самолете стали устанавливать другой двигатель – Р-195, который имел более высокие технические характеристики. Кроме того, Р-195 имеет более высокую живучесть (выдерживает попадание 12-мм снаряда) и меньшую заметность в инфракрасном диапазоне. Конструкция сделана таким образом, чтобы свести к минимуму возможность выведение из строя обоих двигателей сразу. Су-25 имеет четыре встроенных бака, большое внимание разработчики уделили повышению их безопасности. Предусмотрена возможность подвески дополнительных топливных баков.
На концах крыльев расположены особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки.
При разработке Су-25 особое внимание было уделено защищенности самолета, системам обеспечения живучести и спасения летчиков. Все важные системы штурмовика дублированы. Особенно большое внимание было уделено защите кабины пилота. Летчика прикрывает титановая броня толщиной до 30 мм, она надежно защищает от обстрелов из оружия калибром 12 мм, а по особо опасным направлениям – до 30 мм. Сверху кабина защищена бронестеклом. Для спасения летчика в кабине установлено катапультное кресло К-36Л, которое обеспечивает спасение пилота на скоростях до 1000 км/ч, на всем диапазоне высот, включая взлет и посадку.
Штурмовик Су-25 имеет мощный комплекс вооружения. В него входят авиационные пушки, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы различных видов. Всего на машину можно установить 32 вида различных вооружений. На Су-25 установлена автоматическая авиационная 30-мм пушка, а остальные виды вооружений можно устанавливать в зависимости от боевого применения. Штурмовик имеет десять точек подвески – по пять под каждым крылом.
Самолет может использовать более десяти видов неуправляемых авиабомб, весом до 500 килограмм, неуправляемые авиационные ракеты и три вида управляемых ракет. Для использования этого вооружения самолет оснащен лазерным дальномером-целеуказателем. Пилот должен подсвечивать им цель вплоть до ее поражения.
Самолет имеет трехопорное шасси, которое позволяет штурмовику производить посадку и взлет даже на плохо оборудованных аэродромах.
Практика использования Су-25 в Афганистане показала необходимость модернизации навигационного оборудования самолета. Визуальная разведка и навигация уже недостаточны для современной войны. На последних модификациях самолета установлено современное радиоэлектронное оборудование.
Технические характеристики Су-25
Ниже указаны тактико-технические характеристики самолета Су-25.
Модификация | |
Размах крыла, м | 14,36 |
Длина самолета, м | 15,36 |
Высота самолета, м | 4,80 |
Площадь крыла | 33,70 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 9500 |
нормальная взлетная | 14600 |
максимальная взлетная | 17600 |
Топливо, кг | 5000 |
Технические данные Як-1
Экипаж
- 1 человек
Максимальная взлетная масса
- 2858 кг
- 8,48 x 10,0 м.
- 1(М-105П) x 1050 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 4 950 м
- 578 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 14,6 м/с
Практический потолок
- 10 000 м
Дальность полета
- 700 км
Вооружение:
1 пушка 20мм ШВАК, 2 пулемета 7,62мм ШКАС
Технические данные ЛаГГ-3
Экипаж
- 1 человек
Максимальная взлетная масса
- 3023 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 8,81 x 9,8 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 1(М-105ПФ) x 1210 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 3 560 м
- 591 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 11,7 м/с
Практический потолок
- 9600 м
Дальность полета
- 650 км
Вооружение:
1 пушка 20мм ШВАК, 1 пулемет 12,7мм УБС
Технические данные МиГ-3
Экипаж
- 1 человек
Максимальная взлетная масса
- 3300 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 8,25 x 10,2 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 1(АМ-35А) x 1350 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 7 800 м
- 622 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 11,7 м/с
Практический потолок
- 12000 м
Дальность полета
- 1250 км
Вооружение:
1 пулемет 12,7мм УБС, 2 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг или 6-8 РС-82
Технические данные И-16
Экипаж
- 1 человек
Максимальная взлетная масса
- 1941 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 6,13 x 9,0 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 1(ПД М-63) x 1100 л.с.
463 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 0,7 м/с
Практический потолок
- 9700 м
Дальность полета
- 700 км
Вооружение:
1 пулемет 12,7мм УБС, 4 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг или 6 РС-82
Технические данные И-15бис (И-152)
Экипаж
- 1 человек
Максимальная взлетная масса
- 1648 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 6,7 x 10,2 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 1(М-25В) x 750 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 3 500 м
- 379 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 12 м/с
Практический потолок
- 9800 м
Дальность полета
- до 770 км
Вооружение:
4 пулемета 7,62мм ПВ-1 (или 2 пулемета 12,7мм УБС) - до 150 кг (6 х 25 кг)
Технические данные И-153
Экипаж
- 1 человек
Максимальная взлетная масса
- 1 887 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 6,1 x 10,0 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 1(М-63) x 1100 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 5100 м
- 427 км/ч (на лыжном шасси)
Скороподъемность (средняя)
- 16 м/с
Практический потолок
- 10600 м
Дальность полета
- 510 км
Вооружение:
4 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг
Технические данные Ил-2
Экипаж
- 2 человека
Максимальная взлетная масса
- 6360 кг
Размеры: длина х размах крыла
– 11,6 x 14,6 м
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 1(АМ-38Ф) x 1750 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 1200м
- 405 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 5,5 м/с
Практический потолок
- 6900 м
Дальность полета
- 685 км
Вооружение:
2 пушки 20мм ШВАК, 1 пулемет 12,7мм УБС, 2 пулемета 7,62мм ШКАС - до 600 кг или 400 кг и 8-10 РС-82
Технические данные Пе-2
Экипаж
- 3 человека
Максимальная взлетная масса
- 8 300 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 12,6 x 17,6 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 2(М-105ПФ)x1210 л.с.
- 482 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 7,5 м/с
Практический потолок
- 7800 м
Дальность полета
- 1170 км
Вооружение:
4 пулемета 7,62мм ШКАС, 1 пулемет 12,7мм УБТ - 1600 кг (в перегрузку)
Технические данные Пе-3
Экипаж
- 2 человека
Максимальная взлетная масса
- 8040 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 12,6 x 17,6 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 2(ПД М-105x1100 л.с.)
Максимальная скорость полета на высоте 3 200 м
- 535 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 9,2 м/с
Практический потолок
- 8800 м
Дальность полета
- 2000 км
Вооружение:
2 пушки 20мм ШВАК, 2 пулемета 7,62мм ШКАС, 3 пулемета 12,7мм БС - 700 кг
Тактико-технические характеристики Ил-4:
Размеры:
размах крыла – 21,44 м., длина – 14,76 м., высота – 4,10 м.
Площадь крыла
– 66,7 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 6 421
- нормальная взлетная – 10 055
- максимальная взлетная – 12 120
Тип двигателя
– 2 ПД М-88Б, мощностью 1100 л.с. каждый
Максимальная скорость
у земли– 332 км/ч, на высоте – 398 км/ч.
Практическая дальность полета
– 4 000 км.
Практический потолок
– 8 300 м.
Экипаж
– 3-4 человека.
Вооружение
: 1х12,7-мм пулемет БТ, 2х7.62-мм пулемета ШКАС. Бомбовая нагрузка нормальная – 1000 кг, предельная – 2500 кг. В версии торпедоносца – 1 торпеда массой 940 кг.
Технические данные СБ 2М-103А
Экипаж
- 3 человека
Максимальная взлетная масса
- 7880 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 12,27 x 20,33 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 2(М-103А)x960 л.с.
Максимальная скорость полета на высоте 4 100 м
- 450 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 8,8 м/с
Практический потолок
- 9300 м
Дальность полета
- 1900 км
Вооружение:
4 пулемета 7,62мм ШКАС - 500 кг (в перегрузку на внешней подвеске + 1000 кг)
Технические данные Су-2
Экипаж
- 2 человека
Максимальная взлетная масса
- 4700 кг
Размеры: длина х размах крыла
– 10,25 x 14,3 м
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 1(М-82) x 1700 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 5850м
- 486 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 8,5 м/с
Практический потолок
- 8400 м
Дальность полета
- 910 км
Вооружение:
6 пулеметов 7,62мм ШКАС - до 600 кг или 400 кг и 8-10 РС-82
Технические данные Р-5
Экипаж
- 2 человека
Максимальная взлетная масса
- 2 858 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 10,56 x 15,30 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 1(ПД М-17Ф) x 680 л.с.
Максимальная скорость полета:
244 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 4,9 м/с
Практический потолок
- 6000 м
Дальность полета
- 2700 км
Вооружение:
1 синхронизированный 7,62мм пулемет ПВ-1, спаренный пулемет 7,62мм ДА на кольцевом лафете над задней кабиной - 400 кг
Технические данные У-2 ВС
Экипаж
- 2 человека
Максимальная взлетная масса
- 1400 кг
Размеры: длина х размах крыла
- 8,17 x 11,40 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность
- 2(ПД М-11Д) x 115 л.с.
Максимальная скорость полета:
134 км/ч
Скороподъемность (средняя)
- 0,7 м/с
Практический потолок
- 1 500 м
Дальность полета
- 450 км
Вооружение:
1 пулемет 7,62мм ШКАС - 500 кг