Классификация школьных проектов. Образовательное проектирование Учебные проекты виды учебных проектов

На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России);

исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект - сбор и обработка информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

Q творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

О ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришколъ-ными, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

краткосрочными - на 4-6 уроков;

недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.


По составу участников проект может быть групповым и персональным. Каж­дый из них имеет свои неоспоримые достоинства.


Виды презентации проектов:

О научный доклад,

О деловая игра,

О демонстрация видеофильма,

О экскурсия,

О телепередача, -

О научная конференция,

О инсценировка,

О театрализация,


О игры с залом, О защита на ученом совете, О диалог исторических или литератур­ных персонажей, О спортивная игра, О спектакль, О путешествие, О реклама, О пресс-конференция и т. п.


Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам про­екта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проек­том. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

В процессе реализации описанных личностно-ориентированных техноло­гий у обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индиви­дуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие не­обходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.

Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в на­стоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других обра­зовательных технологий: Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, П. М. Эр-дниев, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Г. С. Альт-шуллер, Н. П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные техноло­гии».


су цель образования;

«= уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, по­литики, отношения к религии;

су учет международного опыта;

ф= уровень возможностей учеников и воспитанников;

«* уровень экономического и технического развития страны;

<зр традиции государства в области стратегии образования;

сзр уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреж­дений соответствующего уровня;

«г соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Специальные принципы

♦ политехнизм;


Содержание образования и воспитания

Научные основы определения содержания

Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания

or цель образования;

cw уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, по­литики, отношения к религии;

<&- учет международного опыта;

от уровень возможностей учеников и воспитанников;

«г уровень экономического и технического развития страны;

традиции государства в области стратегии образования;

су уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреж­дений соответствующего уровня;

су соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени.

Принципы формирования содержания общего среднего образования

Общеметодологические принципы

♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности;

♦ гражданская и гуманистическая направленность;

♦ гуманитарно-этическая направленность;

♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории позна­ния, развития идей;

♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества;

♦ интегративность изучаемых курсов;

♦ развивающий характер материала;

♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей;

♦ практическая направленность теоретического знания.

Специальные принципы

♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки;

♦ политехнизм;

♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.


Подходы к определению содержания образования


Теория материального образования

Главная цель обучения - передача учащимся как можно большего объе­ма знаний из различных областей. Выпускник школы должен быть эн­циклопедически образованным

Я. Коменский и др.


Теория формального образования

Главная цель обучения - развитие способностей и познавательных инте­ресов учащихся, их внимания, памяти, мышления.

Д. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер и др.

Носители содержания образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Федеральный нормативный документ, определяющий: минимум содер­жания основных образовательных программ; максимальный объем учеб­ной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки учеников.

Федеральный компонент - определяет базовый стандарт образования, обес­печивающий единство школьного образовательного пространства в стране.

Национально-региональный компонент - обеспечивает потребности и инте­ресы в области образования всех народов страны.

Школьный компонент - обеспечивает реализацию интересов конкретного образовательного учреждения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучае­мых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.

Образовательные области: русский язык, как государственный, языки и ли­тература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, информатика, физкультура, технология.

Принципы построения: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиени­ческих норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой об­разовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учеб­ных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий: обязательная инвариативная аудиторная на­грузка, обязательная вариативная, вариативнная свободно избираемая.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Нормативный документ, очерчивающий круг основных ЗУНов, подлежащих усвоению учащимися по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Структура изложения: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная.

Функции: обогащение учащихся ЗУНами; содержательная и воспитательная, направленная на формирование духовности и научного мировоззрения; орга­низационно-методическая.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные посо­бия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методи­ческие комплекты, рабочие тетради и др.

Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, транс­формационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, ко­ординирующая, развивающе-воспитательная, обучающая.


Учебник

Учебник - книга, излагающая основы научных знаний по определённому учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения, установ­ленными программой данного учебного предмета и требованиями дидак­тики.

Функции школьного учебника

> Мотивационная - обоснование значимости изучаемого материала, ориги­нальные иллюстрации и др.

■^ Информационная - обеспечение необходимой информацией в рамках учеб­ного предмета.

» Трансформационная - преобразование материала науки в соответствии с воз­растными особенностями учащихся.

* Систематизирующая - системное и последовательное изложение материа­ла в логике учебного предмета.

» Закрепления и осуществления учащимися самоконтроля - предоставление возможности для повторного изучения текстов, проверки правильности усво­енного материала.

> Координирующая - привлечение других средств обучения.

О- Обучающая - развитие умений и навыков самообразования, конспектирова­ния, обобщения, выделения главного и т. п.

» Развивающе-воспитательная - направленность на формирование определен­ных морально-ценностных установок.


Требования к учебнику

е> Отражает содержание учебного предмета.

ш> Организует самостоятельную деятельность учащегося.

т> Отражает логику науки и логику учебного предмета.

е> Информирует, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

©> Краток, лаконичен, конкретен.

©> Доступен, ориентирован на особенности учащихся.

е> Ясен и четок язык текста и формулировок.

©> Увлекателен, с^элементами проблемности.

©> Красочен, по необходимости имеет картины, карты, схемы, диаграммы, фото­графии и другой иллюстративный материал.

<ш> Оформлен в соответствии с эстетическими, гигиеническими, психологически­ми и полиграфическими требованиями к восприятию материала и работе с ним в соответствии с возрастными особенностями учащегося.

©> Продумана методическая организация текстового и внетекстового мате­риала.

е> Удобный формат.


Содержание компонентов базовой культуры личности

Культура личности - уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: ин­формационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравствен­ных, поведенческих и т. д.

Культура жизненного самоопределения

Культура жизненного самоопределения - осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести от­ветственность за свои действия и поступки.

Готовность к жизненному самоопределению складывается прежде всего из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззре­ния.

Компоненты мировоззрения взаимосвязаны. Суть сформированного миро­воззрения - понимание смысла жизни.

Смысл личностный - понимание человеком содержания и направленно­сти жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества.

Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить (Л. Н. Тол­стой).


Критерии оценки уровня сформированности мировоззрения

с& глубина усвоения научных понятий, законов, теорий, имеющих определяю­щее значение для понимания сущности процессов развития природы, обще­ства, мышления;

«s» устойчивое, осознанное личностное отношение к изучаемому материалу, его мировоззренческому содержанию;

с©- стремление и умение отстаивать свои взгляды и убеждения;

с» проявление убежденности в повседневной деятельности и поведении;

с& сформированные интеллектуальные чувства.


Каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округлен­ное миросозерцпние, доступное возрасту учеников... С каждым годом это миросозерцание должно углубляться, расширяться, пополняться. (К. Д. Ушинский)

Обретение жизненного самоопределения возможно, если личность способ­на к самопознанию - пониманию себя как целостной личности.

Н. Бердяев определяет самопознание как потребность понять себя, осмыслить свой тип и свою судьбу.

Культура жизненного самоопределения формируется в процессе духовно­го воспитания - формирования ценностного отношения к жизни, обеспе­чивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутра-ты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть (В. Франкл).


Интеллектуальная культура личности

Интеллектуальная культура - комплекс знаний и умений в области куль­туры умственного труда, умение определять цели познавательной деятель­ности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационны­ми технологиями, заниматься самообразованием.

О

Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспита­ния, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе.

Частное учреждение образовательного и дополнительного образования

«Лицей-интернат «Подмосковный»»

Итоговая аттестационная работа

(реферат) на тему:

«Типология учебных проектов»

Выполнил учитель химии

Степанова Е.В.

Кораллово 2016год

Содержание

Введение………………………………………………………….…………...…………….3

Типология проектов…………………………………………………………………….….5

    Типологические признаки проектов……………………………………………...5

    Классификация проектов по типологическим признакам………..…………….6

    Организация внешней оценки проектов разных типов……………….……….12

Заключение………………………………………………………………………………...14

Список литературы……………………………………………………………………….15

Введение

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

Есть ли такое эффективное педагогическое средство, которое позволило бы вовлечь учащихся в процесс обучения и развития? Безусловно, таким средством является метод проектов. В последние годы в педагогике мы наблюдаем всплеск интереса к известному с 20-х годов XX столетия методу проектов. Мы все понимаем, что современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Проектная форма работы является одной из наиболее актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Метод проектов может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Но чтобы обеспечить эффективную работу обучающихся с проектом, следует знать его типологию.

Цель данной работы – изучить классификацию типов проектов по типологическим признакам.

Задачи:

    указать типологические признаки проектов;

    дать краткую характеристику типов проектов в соответствии с их типологическими признаками;

    обратить внимание на необходимость организации внешней оценки всех проектов.

Предмет исследования : метод проектов.

Объект исследования : типы проектов по типологическим признакам.

Методы и средства исследования : изучение научно-методической литературы по проблеме, метод анализа, использование Интернет-ресурсов.

Типология проектов.

    Типологические признаки проектов.

Чрезвычайно важно не только для общего понимания проблемы, но также и для того, чтобы учитель, разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, мог четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам проектов можно отнести:

    доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т. п.

    предметно - содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) и межпредметный проект.

    характер координации проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой координацией.

    характер контактов: (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний или региональный, или международный.

    количество участников проекта (личностные, парные, групповые)

    продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

    Классификация типов проектов по типологическим признакам.

По доминирующему в проекте методу различают следующие типы проектов:

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, Осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом.

Цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства массовой информации, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки») и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видеофильм), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:

    предмет информационного поиска;

    поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

    аналитическая работа над собранными фактами;

    выводы;

    корректировка первоначального направления (если требуется);

    дальнейший поиск информации по уточненным
    направлениям;

    анализ новых фактов;

    обобщение;

    заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка);

Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и др.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

По признаку предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается наиболее сложные разделы или темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации и по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися) , форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а так же достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную задачу, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру координации проекты могут быть двух типов .

С открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников,· организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).

Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта. Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых, других сделок. В третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта в разные регионы планеты и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками при раскопках, задавая время от времени «провокационные вопросы», которые заставляли участников проекта еще глубже вникать в проблему.

По характеру контактов проекты разделяются на внутренние и международные.

Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны), называются такие проекты, которые организуются либо внутри одной школы - междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также к телекоммуникационным проектам).

Международными проектами называются такие проекты, участниками которых являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, о чем подробнее будет рассказано во второй части книги, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов:

    личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).

    парные (между парами участников).

    групповые (между группами участников).

В последнем типе очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран). Роль педагога в этом случае особенно велика.

По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам:

    краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по про грамме одного предмета или как междисциплинарные.

    средней продолжительности (от недели до месяца).

    долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты (обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные) являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя их отслеживать можно и на уроках.

Смешанные типы проектов.

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или· иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

В основе успешности проектной деятельности лежат не только знания возможностей и способностей каждого ребенка, но и умения педагога четко определять уже на начальных этапах реализации проекта его типологии и дидактических особенностей. Это позволит учителю наиболее грамотно определить цели и результаты проектной деятельности, следовательно, построить деятельность обучающихся наиболее рационально, эффективно.

    Организация внешней оценки проектов разных типов.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения.

Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка не обязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения.

В проектах игровых , предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от 10 до 100 баллов).

В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если такая помощь потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета).

Внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов: учитель или доверенные внешние независимые эксперты (это могут быть учителя, ученики из параллельных классов, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но ненавязчиво, а в случае необходимости тактично приходят на помощь ребятам.

Параметры внешней оценки проекта:

    значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

    корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

    активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

    коллективный характер принимаемых решений;

    характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

    необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;

    доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

    эстетика оформления результатов проведенного проекта;

    умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Заключение.

Список литературы.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000 г.

    Бычкова А.В. Метод проектов в современной школе.-М.,2000.

    Зачёсова Е.В.метод учебных проектов. Образовательная технология XXI века- [Электронный ресурс].

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это?/ Н.Ю.Пахомова // Методист, 2004– № 4

    Палат Е.С.Новые педагогические технологии в системе образования. М.,2005.

    Сергеев И.К. Как организовать проектную деятельность учащихся М.,2006.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • - практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • - исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • - информационный проект -- сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • - творческий проект -- максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт -- альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • - ролевой проект -- литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

  • - тематическим областям;
  • - масштабам деятельности;
  • - срокам реализации;
  • - количеству исполнителей;
  • - важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

  • - в определенной степени неповторимы и уникальны;
  • - направлены на достижение конкретных целей;
  • - ограничены во времени;
  • - предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные -- выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают -- внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  • - минипроекты -- укладываются в один урок или даже его часть;
  • - краткосрочные -- на 4-6 уроков;
  • - недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
  • - долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

  • - научный доклад;
  • - деловая игра;
  • - демонстрация видеофильма;
  • - экскурсия;
  • - телепередача;
  • - научная конференция;
  • - инсценировка;
  • - театрализация;
  • - игры с залом;
  • - защита на Ученом Совете;
  • - диалог исторических или литературных персонажей;
  • - спортивная игра;
  • - спектакль;
  • - путешествие;
  • - реклама;
  • - пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Образовательное проектирование - процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений.

Образовательное проектирование -

  • - один из видов планирования и организации образовательного процесса;
  • - это процесс разработки и реализации системы управления повышения качества образования (детей и педагогической деятельности) или отдельных элементов, где все элементы взаимосвязаны и образуют некую определенную и устойчивую целостность;
  • - практическая целенаправленная совместная деятельность детей и взрослых, открывающая возможности формирования собственного жизненного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром;
  • - образовательная технология, актуализирующая субъектную позицию детей в образовательном процессе;
  • - метод, идущий от реальных детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующий детскую самодеятельность и самореализацию;
  • - игра всерьез, результаты которой являются значимыми как для детей, так и для взрослых;
  • - один из немногих методов, выводящих образовательный процесс из стен детского сада в окружающее пространство (природную и социальную среду);
  • - образовательная технология, обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести детей по ступеням роста - от проекта к проекту .

Образовательное проектирование способствует актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

Анализ деятельности социального учреждения позволил выделить следующие виды образовательного проектирования:

  • - проектирование в области познавательной деятельности детей по разным направлениям;
  • - проектирование продуктивной деятельности;

проектирование с использованием информационных

технологий.

Результатом образовательного проектирования могут быть модели, проекты разных видов.

Анализ литературы по проектированию в образовательных и социальных учреждениях позволил выделить разные трактовки и виды образовательных проектов (Табл. 18).

Таблица 18.

Определения понятия «образовательный проект» и его разновидности

Трактовка термина

Образовательный проект (применительно к школе) рассматривается как совместная учебнопознавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Современная городская школьная медиотека. Модель оснащения и возможные формы организации работы: Методические рекомендации/Под общ. ред. Е.Н. Ястребцева. - М., 1992.}

mob_info